В древности верили, что с помощью примет можно узнать судьбу человека. Слово «судьба» имеет корень «суд». Люди как бы подсудимые, над которыми чинит суд неумолимый судья, определяющий их долю. Понятие жизненной доли возникло от первобытного обычая: женщина — глава рода — делила припасы и добычу, принесенную с охоты, на части. Каждому доставалась его доля.
В Древней Греции на пирах женщины разносили кушанья. Получаемая порция называлась «мойра». Впоследствии это слово стало означать «доля», «судьба». Древние греки верили, что живут на свете три старые безобразные сестры — мойры. Одна из них беспрерывно прядет нить жизни каждого человека, другая вынимает предназначенный ему жребий, а третья перерезает нить его жизни. Первую мойру изображали с веретеном; вторую — с шаром, па котором отмечена участь людей; третью — с ножницами в руках и солнечными часами, указывающими час смерти каждого.
В Древнем Риме богине судьбы Фортуне были посвящены тысячи алтарей. Еа изображения в виде женщины с повязкой на глазах, с рогом изобилия в одной руке и рулевым веслом в другой имелись в каждом доме и чеканились на монетах. В Древней Руси верили в существование «девушек-рожениц», якобы определяющих жизнь человека. Вера во всемогущую судьбу недалека от веры в бога: «Всякую долю бог посылает».
В противоположность религиозному смыслу слово «судьба» может иметь и другое значение — жизненный путь. М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» описал жизнь Андрея Соколова. Он не признавал никакого рока, сохранил мужество в страшных условиях фашистского плена. Соколов задушил предателя, не уронил своего достоинства под дулом пистолета начальника лагеря для военнопленных, бежал оттуда навстречу наступавшей Советской Армии.
Наука отвергает вымыслы о существовании судьбы. «Судьба» — понятие рабовладельческое. В древности верили, что «люди — рабы царей, цари — рабы богов, а боги — рабы судьбы». Вера в нее порождает у человек » пассивность. В старину на Руси говорили: «Не судьба крестьянскому сыну калачи есть». Раз существует заранее предопределенный жизненный путь, то не лучше ли будет покориться судьбе, ничего не предпринимать и ожидать ее приговора? И тогда человек становится жертвой невзгод, которые он мог бы преодолеть. Вера в «везенье» и «невезенье», в счастливый трамвайный билетик отучает от стремления бороться и добиваться цели. Атеисты не верят в судьбу. Они говорят: «Не нам судьба судья, а мы судьбе хозяева», «Тому везет, кто сам везет».