Сокровищница народной мудрости хранит много ценных советов о здоровье и лечении больных: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Живи просто — проживешь лет до ста», «Кто долго жует, тот долго живет», «Большая сыть брюху вредит», «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле»; «Сон лучше всякого лекарства», «Баня парит, баня правит, баня все исправит», «От Житья дастого тело живет», «Застарелую болезнь трудно вылечить», «Самого себя лечить —-только портить» и т. д.
Народная медицина как совокупность сведений о сохранении здоровья людей, продлении жизни, предупреждении и лечении болезней способами и средствами, найденными народом на основе практического опыта, отличается от знахарства, то есть незаконного врачевания, когда пользуются колдовством, приемами и средствами, отвергаемыми наукой. Из 180 тысяч видов известных ныне цветковых растений народы мира применяют в целях лечения около 12 тысяч. Уже в «Изборнике Святослава» (1073 г.) описываются лекарственные растения на Руси. Русские старинные травники и зелейники содержали указания на многие верные средства лечения целебными силами природы. «На всякую болезнь зелье вырастает», «И собака знает, что травой лечатся». Задолго до открытия витаминов А и О рукописные лечебники Московской Руси указывали: «Печень осетрова очи уздравляет», «Печень сомовья светлость очам дает и затемнение очное прогоняет».
Народные легенды повествуют о том, как к людям возвращалась молодость после купания в молоке, чудодейственно излечивались раны таинственным листочком, как вызывала румянец травка. Молоко, делающее кожу гладкой, более упругой, значительно мягче воды, в его состав входят жир, витамины, гормоны. Бодяга (пресноводная губка) расширяет сосуды, усиливает местный обмен и потому издавна применяется как средство, дарующее румянец, рассасывающее кровоподтеки, ушибы, помогающее при угревой сыпи.
Примерно треть лекарственных средств, используемых ныне, это средства, воспринятые от медицины народной. Врачи узнали из народных источников о целебных свойствах меда, ромашки, черники, малины, о применении рыбьего жира, брусники, морошки, рябины для лечения цинги, о полыни как противолихорадочном средстве. Народ заметил, что валериановый корень помогает при сердечных болях; подорожник и березовый сок полезны для лечения порезов и ран; столетник спасает от нарывов; кора дуба и ольхи целебна при поносах; горчицу, крапиву, муравьиный спирт следует употреблять при простудных заболеваниях и ревматизме.
В деревне знали, что сушеница, липовый цвет — потогонные и жаропонижающие средства, конский щавель, череда — помогают от чесотки и других кожных заболеваний. В народной медицине применяются растения, содержащие гликозиды: ландыш, горицвет, желтушник и другие. Настойка из листьев ландыша — ландышевые капли — употребляется при пороках сердца и неврозах. Настойка адониса (горицвета) успокаивающе действует на сердце. В адонисе — траве из семейства лютиковых — содержатся вещества, которые повышают кровяное давление, усиливая сердечные сокращения и сужая мелкие артерии. Экстракт из плодов боярышника входят в состав кардиовалена. Его принимают при учащенном сердцебиении, нарушении ритма работы сердца.
Листья белены содержат алкалоиды, которые в небольших дозах успокаивают нервы, а в больших дозах возбуждают организм: «Белены объелся». Народ знал такие наркотические средства, как опийный мак, дурман, красавка (сонная одурь), пользовался ревенем как средством, останавливающим кровотечение, настойкой спорыньи, вызывающей сужение кровеносных сосудов, дегтем как сильным дезинфектором, малиной как потогонным средством, антоновскими яблоками для лечения желудка. Фитонциды антоновских яблок превосходно убивают бактерии кишечной группы, подавляют размножение вируса гриппа.
Советская медицина берет из тысячелетнего опыта пастухов и пахарей все ценное и рациональное, но отбрасывает все то, что может принести вред здоровью. Лечебный эффект большинства «народных рецептов» при научных проверках не подтверждается. Так, например, немецкий фармаколог Витеринг взял у знахарки рецепт, состоящий из 40 трав, и обнаружил из них лишь одно, оказывающее лечебное действие, тогда как 39 остальных оказались либо балластом, либо даже обладали действием, не безвредным для организма человека.
Знахарство и самолечение таят огромную опасность. Гость из Средней Азии привез своим ленинградским родственникам «чудодейственное» средство от всех болезней. Тут же решили «принять по рюмочке». Прибывшая «скорая» увезла в тяжелом состоянии только гостя. Хозяин дома был уже мертв. Смерть наступила в результате отравления жидкостью, которая оказалась настоем ядовитого растения борца, или аконита.
Траволечением можно заниматься только под руководством врача. В Уголовном кодексе всех союзных республик статья «Незаконное врачевание» начинается одинаково: «Занятие врачеванием как профессией, осуществляемое лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования, наказывается».
В старину знахарям было известно много примет, но в них разумная мысль нередко становилась суеверием из-за темноты и невежества людей. Известно, например, что вода в неприкрытой кадушке приобретает вредные свойства. Поэтому возникло поверье, что нельзя оставлять открытой посуду с водой, иначе в нее юркнет «нечистый», особенно если вода в таком виде остается на ночь. Ведра с водой прикрывали или клали сверху два лучинки: «крест-накрест, чтобы черт не влез».
Народ создал гигиенические правила, но дал им суеверное толкование. Так, например, запрещение двоим вытираться одним полотенцем получило нелепое толкование: «Двоим одним рукотерником утираться — на том свете разодраться». Во многих приметах полезный запрет объясняется последствиями, которые не вытекали из наблюдений: «Скатертью руки утирать — будут заусеницы», «Есть и читать одновременно не годится — память проглотишь», «Кто в бой в чистом идет, того бог бережет». Чистое белье уменьшало опасность заражения раны. Когда-то говорили, что нельзя целовать ребенка до года в губы: «Не целуй ребенка в губы — долго разговаривать не будет». Совет, запрещающий целовать ребенка в губы, правильный, потому что через поцелуй можно заразить его, хотя мотивировка запрета ложная. Народ заметил, что человек реже простужается, если с детства закаляется, не боится попасть под дождь, промочить ноги. Поэтому существовало поверье, что дети лучите растут, если их выпустить побегать голыми во дворе во время сильных и теплых дождей.
Крестьяне не знали о содержании в черемухе бактерицидных веществ — фитонцидов, но установили ее полезность, а поэтому верили, что черемуха охраняет скот от «порчи». Есть примета о том, что «нечистый» улетает, почувствовав запах лука и чеснока. Во многих странах Востока и у нас на Кавказе люди носили на шее головки чеснока для защиты от заболеваний. Лук и чеснок выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии. Из чеснока изготовляют препарат сативин — средство против хронической дизентерии. Народ говорит: «Лук от семи недуг», «Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит».
Известно много неверных примет о человеке и его здоровье, не имевших никакого отношения к вере в сверхъестественные силы. Например, девушки когда-то не пили чай, опасаясь, чтобы румянец не пропал, боялись есть с ножа, чтобы изжоги не было, замочить подол, когда стирали, чтобы муж не был пьяницей, и т. д. Сборники примет можно сравнить с невеяным ворохом, в котором доброе зерно скрывается в массе мякины.