Приметы о народной медицине


Приметы

Сокровищница народной мудрости хранит много цен­ных советов о здоровье и лечении больных: «Береги пла­тье снову, а здоровье смолоду», «Живи просто — про­живешь лет до ста», «Кто долго жует, тот долго живет», «Большая сыть брюху вредит», «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле»; «Сон лучше всякого лекарства», «Баня парит, баня правит, баня все испра­вит», «От Житья дастого тело живет», «Застарелую бо­лезнь трудно вылечить», «Самого себя лечить —-только портить» и т. д.

 

Народная медицина как совокупность сведений о со­хранении здоровья людей, продлении жизни, предупреж­дении и лечении болезней способами и средствами, най­денными народом на основе практического опыта, отли­чается от знахарства, то есть незаконного врачевания, когда пользуются колдовством, приемами и средствами, отвергаемыми наукой. Из 180 тысяч видов известных ныне цветковых растений народы мира применяют в целях лечения около 12 тысяч. Уже в «Изборнике Свя­тослава» (1073 г.) описываются лекарственные растения на Руси. Русские старинные травники и зелейники со­держали указания на многие верные средства лечения целебными силами природы. «На всякую болезнь зелье вырастает», «И собака знает, что травой лечатся». За­долго до открытия витаминов А и О рукописные лечебники Московской Руси указывали: «Печень осетрова очи уздравляет», «Печень сомовья светлость очам дает и затемнение очное прогоняет».

 

Народные легенды повествуют о том, как к людям возвращалась молодость после купания в молоке, чудо­действенно излечивались раны таинственным листочком, как вызывала румянец травка. Молоко, делающее кожу гладкой, более упругой, значительно мягче воды, в его состав входят жир, витамины, гормоны. Бодяга (пресно­водная губка) расширяет сосуды, усиливает местный об­мен и потому издавна применяется как средство, дарую­щее румянец, рассасывающее кровоподтеки, ушибы, по­могающее при угревой сыпи.

 

Примерно треть лекарственных средств, используе­мых ныне, это средства, воспринятые от медицины на­родной. Врачи узнали из народных источников о целеб­ных свойствах меда, ромашки, черники, малины, о при­менении рыбьего жира, брусники, морошки, рябины для лечения цинги, о полыни как противолихорадочном сред­стве. Народ заметил, что валериановый корень помогает при сердечных болях; подорожник и березовый сок по­лезны для лечения порезов и ран; столетник спасает от нарывов; кора дуба и ольхи целебна при поносах; горчи­цу, крапиву, муравьиный спирт следует употреблять при простудных заболеваниях и ревматизме.

 

В деревне знали, что сушеница, липовый цвет — по­тогонные и жаропонижающие средства, конский щавель, череда — помогают от чесотки и других кожных заболе­ваний. В народной медицине применяются растения, со­держащие гликозиды: ландыш, горицвет, желтушник и другие. Настойка из листьев ландыша — ландышевые кап­ли — употребляется при пороках сердца и неврозах. На­стойка адониса (горицвета) успокаивающе действует на сердце. В адонисе — траве из семейства лютиковых — содержатся вещества, которые повышают кровяное дав­ление, усиливая сердечные сокращения и сужая мелкие артерии. Экстракт из плодов боярышника входят в со­став кардиовалена. Его принимают при учащенном серд­цебиении, нарушении ритма работы сердца.

 

Листья белены содержат алкалоиды, которые в не­больших дозах успокаивают нервы, а в больших дозах возбуждают организм: «Белены объелся». Народ знал такие наркотические средства, как опийный мак, дур­ман, красавка (сонная одурь), пользовался ревенем как средством, останавливающим кровотечение, настойкой спорыньи, вызывающей сужение кровеносных сосудов, дегтем как сильным дезинфектором, малиной как пото­гонным средством, антоновскими яблоками для лечения желудка. Фитонциды антоновских яблок превосходно убивают бактерии кишечной группы, подавляют размно­жение вируса гриппа.

 

Советская медицина берет из тысячелетнего опыта пастухов и пахарей все ценное и рациональное, но от­брасывает все то, что может принести вред здоровью. Лечебный эффект большинства «народных рецептов» при научных проверках не подтверждается. Так, например, немецкий фармаколог Витеринг взял у знахарки рецепт, состоящий из 40 трав, и обнаружил из них лишь одно, оказывающее лечебное действие, тогда как 39 остальных оказались либо балластом, либо даже обладали действи­ем, не безвредным для организма человека.

 

Знахарство и самолечение таят огромную опасность. Гость из Средней Азии привез своим ленинградским род­ственникам «чудодейственное» средство от всех болез­ней. Тут же решили «принять по рюмочке». Прибывшая «скорая» увезла в тяжелом состоянии только гостя. Хо­зяин дома был уже мертв. Смерть наступила в резуль­тате отравления жидкостью, которая оказалась настоем ядовитого растения борца, или аконита.

 

Траволечением можно заниматься только под руко­водством врача. В Уголовном кодексе всех союзных рес­публик статья «Незаконное врачевание» начинается оди­наково: «Занятие врачеванием как профессией, осуще­ствляемое лицом, не имеющим надлежащего медицин­ского образования, наказывается».

 

В старину знахарям было известно много примет, но в них разумная мысль нередко становилась суеверием из-за темноты и невежества людей. Известно, например, что вода в неприкрытой кадушке приобретает вредные свойства. Поэтому возникло поверье, что нельзя остав­лять открытой посуду с водой, иначе в нее юркнет «не­чистый», особенно если вода в таком виде остается на ночь. Ведра с водой прикрывали или клали сверху два лучинки: «крест-накрест, чтобы черт не влез».

 

Народ создал гигиенические правила, но дал им суе­верное толкование. Так, например, запрещение двоим вытираться одним полотенцем получило нелепое толко­вание: «Двоим одним рукотерником утираться — на том свете разодраться». Во многих приметах полезный за­прет объясняется последствиями, которые не вытекали из наблюдений: «Скатертью руки утирать — будут заусени­цы», «Есть и читать одновременно не годится — память проглотишь», «Кто в бой в чистом идет, того бог бережет». Чистое белье уменьшало опасность заражения раны. Когда-то говорили, что нельзя целовать ребенка до года в губы: «Не целуй ребенка в губы — долго разговари­вать не будет». Совет, запрещающий целовать ребенка в губы, правильный, потому что через поцелуй можно заразить его, хотя мотивировка запрета ложная. Народ заметил, что человек реже простужается, если с детства закаляется, не боится попасть под дождь, промочить ноги. Поэтому существовало поверье, что дети лучите ра­стут, если их выпустить побегать голыми во дворе во время сильных и теплых дождей.

 

Крестьяне не знали о содержании в черемухе бакте­рицидных веществ — фитонцидов, но установили ее по­лезность, а поэтому верили, что черемуха охраняет скот от «порчи». Есть примета о том, что «нечистый» уле­тает, почувствовав запах лука и чеснока. Во многих стра­нах Востока и у нас на Кавказе люди носили на шее головки чеснока для защиты от заболеваний. Лук и чес­нок выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии. Из чеснока изготовляют препарат сативин — средство против хронической дизентерии. Народ говорит: «Лук от семи недуг», «Лук семь недугов лечит, а чес­нок семь недугов изводит».

 

Известно много неверных примет о человеке и его здоровье, не имевших никакого отношения к вере в сверхъестественные силы. Например, девушки когда-то не пили чай, опасаясь, чтобы румянец не пропал, боя­лись есть с ножа, чтобы изжоги не было, замочить по­дол, когда стирали, чтобы муж не был пьяницей, и т. д. Сборники примет можно сравнить с невеяным ворохом, в котором доброе зерно скрывается в массе мякины.

 

Читайте также
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив