Народные приметы про хлеб, скот, рыбу и грибы

Приметы про хлебНарод всегда с уважением и любовью относился к «хлебу-батюшке»: «Хлеб всему голова», «Горек обед без хлеба», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска», «Хлеба край и под елью рай, хлеба ни куска — и в палатах тоска». Сотни ложных примет было сложено о нем: «Когда печется хлеб, не са­дись на печь—хлеб неудачен будет», «Когда пекут хлеб, нужно понюхать тесто — здоровья прибавится», «Когда пекут хлебы и один забудут в печи — к разоренью». Запрещалось класть испеченный, особенно горячий хлеб на горбушку, потому что корка отстает и он быстро плесневеет.

 

Приметы поучали, что хлеб, добытый трудом, надо бе­речь: «Не к добру уронить кусок хлеба». Если все бу­дут крошить и сорить его, то наступит голод. Если кто-нибудь, обедая или ужиная, не доев своего ломтя хлеба, отломит другой, значит, близкий человек испытывает го­лод. «Когда солнышко закатилось, новой ковриги не по­чинают—нищета одолеет»,

 

У русских крестьян было много примет о лошадях, коровах и овцах. Деля радости и невзгоды с конем, кре­стьянин верил, что его друг предупреждает хозяина обо всем: хрипит — к вьюге, ржет — к хорошим вестям. В старину говорили: «Лошадь топает, бьет задней но­гой — к ненастью». Л, Н. Толстой писал в повести «Казаки»: «Под Лукашкой не то споткнулась, не то за­цепилась за траву и заторопилась лошадь, это дурная примета у казаков». Наряду с такими неверными при­метами было немало правильных наблюдений: «Не ло­шадь везет, а корм», «У хорошего хозяина нет плохой лошади», «На потную лошадь овод садится».

 

В противоположность вере в то, что «Святой Мамонтий коровам молоко дает» крестьяне говорили: «Зеленая травка — молока прибавка», «Корми к осени корову сытнее — весна будет прибыльнее», «Сено корову не убьет». Крестьянки давно заметили: «Как под копытом мокро, так корова молоко убавит», «Если корова много ревет, значит, молока мало дает», «Каков уход, таков и скот».

 

В повести Б. Можаева «Из жизни Кузькина» кре­стьянин объясняет, как он умеет определять по приме­там наиболее дойных коров: «Первым делом надо по­смотреть, как у нее шерсть вьется. Ежели развилок на­чинается на холке, значит, меж молок ходит до четырех недель. А ежели развилок на спине, более семи недель до отела гуляет. Дрянь корова, лодырь! Потом колодец прощупать надо — ямка такая есть меж утробы и гру­дой, в конце жилы, значит. Ежели палец большой по сгиб погрузнет — пуд молока в день дает. Ну еще на хвост погляжу — на кончике самом размахни шерсть; ежели серка есть, масляная корова! Сутки постоит моло­ко — клади медный пятак, не потопет».

 

Писатель С. Бабаевский вспоминал на страницах: га­зеты «Правда» «овечьи приметы» старого чабана «Гля­нешь на отару, и сразу все видишь: голодная она или сытая, хочет воды или уже побывала на водопое. Если овцы сытые, они возле тебя кучей ходят, ласкаются. А если голодные, разбегаются во все стороны, ищут корм. Если воды хотят, тут среди них начинается разноголо­сое пение».

 

Рыболовы придавали большое значение приметам: «Хороший рыбак должен по клеву знать, что рыбу са­ваном звать», «Где чайки, там ирыба», «Рыба перед дождями лучше ловится». С. Т. Аксаков сообщал в «За­писках об уженье рыбы» ценные наблюдения о том, ко­гда рыба лучше или хуже клюет. Он писал, что рыба перестает брать перед ненастьем: «Много раз случалось мне заметить, что в прекрасную погоду вдруг рыба пе­реставала брать, и почти всегда, через сутки или ближе, наступало упорное ненастье, то есть сильные, продол­жительные дожди с холодным ветром». В начале зимы надо использовать самые маленькие блесны, в середи­не — средней величины, а в конце зимы — большие. «Чем дальше весна — тем меньше блесна».


Рыбаки знают, что хороший клев бывает в солнечные или ранней весной и поздней осенью. Рыба клюет после дождя и грозы. Бывает хороший улов около устьев ру­чьев после небольшого дождя, когда ручьи несут в реки корм для рыбы. Зимой рыба клюет в морозные тихие дни. Ухудшается клев в жаркий солнечный день, перед сменой погоды, зимой при снегопадах и метелях и рез­ком потеплении. Рыба клюет в тихую пасмурную пого­ду, при наличии ряби на реке, во время восхода и захо­да солнца, перед нерестом и после него. Рыба не клюет во время нереста, при северо-восточном и северном вет­ре, при подъеме воды в реке. При похолодании воды клев окуня, щуки, карася, карпа ухудшается. Известны приметы: «Когда начинается сенокос, вылетают мошки — хороший улов сазана, окуня, головля», «Плотва, язь хо­рошо ловятся с вылетом стрекоз», «С просветлением воды клюют таймень, форель, елец и хариус, с прогре­вом воды — сом и линь и охлаждением воды — форель и налим», «Лещ клюет, когда колосится рожь, щука — ко­гда цветет шиповник, а судак — когда желтеет липа», «Когда на дубу лист развивается — идет хороший улов щук», «Много раков — к хорошему улову рыбы» и т. д.

 

Некоторые из рыболовецких примет — суеверия. На­пример: «Вернулся — клева не будет», «На исходе луны рыбу не лови» и т. д. Большинство рыбаков руковод­ствовалось не верой в счастливые приметы, а надеялось на снасти и приманку: «Есть клев, так будет и лов», «На свежий червячок и рыбка на крючок», «Не припас сна­сти не Жди сласти», «Выбирай удилище по лову, а крючок — по рыбе», «Носом окуней не ловят», «Что чему, а черви лещу».

 

Каких только нет примет о грибах и ягодах! «Сен­тябрь — золотой месяц грибников», «В мочливые годы грибы растут», «Растут — как грибы после дождика», «Если дождь редкий, ожидай грибов», «Туманы среди лета к грибам», «Если в лесу дорожки покрылись плесе­нью, то будет много грибов», «В жару и грибы жмутся под тень», «Где один гриб, там и другой», «Будет дождик — будут и грибки, а будут грибки — будет и кузо­вок», «Много комаров — готовь коробов [плетенок под ягоды], много мошек — готовь лукошек [по грибы]», «Стар гриб, да корень свеж», «Появились опенки — лето кончилось», «Поздний гриб — поздний снег», «Если мно­го грибов, то мало меду». Грибы обычно бывают в дожд­ливое лето, а оно неблагоприятно для цветения растений, а значит, и для сбора меда.

 

Каждый гриб — сосед с определенными породами де­ревьев: под осиной растут подосиновики, в хвойном лесу — грузди, опята, в сосновом — маслята, белые гри­бы — рядом с березой, липой, дубом, сосной и елью. По­явление отдельных видов грибов связано с определенны­ми сроками. Например, гриб жнивник начинает расти после цветения липы и после сенокоса. В это время на лесных полянах в березовых рощах встречается подбере­зовик. Крепкий, душистый гриб бывает на рассвете, по­этому «надо раньше вставать, чтобы грибов набрать».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector