Развитие речи ребенка до года

развитие речи до годаРазвитие речи ребенка — это основной процесс в его жизни, именно он поможет Вашему малышу в дальнейшем при общении и познании всего нового.

Хотя взрослым кажется, что усвоение ребенком речи носит спонтанный, хаотический характер, это далеко не так. Для детей разных стран и континентов характерна одна и та же хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи до трех лет традиционно разделяют на три основных этапа:

1) доречевой этап — от рождения до одного года, который делится на период гуления и период лепета;

2) дограмматический этап первичного освоения языка — от года до двух лет;

3) этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребенка.

Предпосылки к усвоению языка являются врожденными. Находясь в утробе матери, ребенок слышит ее голос, а следовательно, получает информацию об особенностях родного “материнского” языка, на котором ему придется говорить в дальнейшем. А по какому пути идет овладение способностью говорить? Ребенок заявляет о своем появлении в этот мир криком. Затем единственной реальной возможностью поведать о том, что его беспокоит, становится плач. Заботливая мама способна по характеру плача судить о том, является ли он проявлением боли, голода или скуки.

Для того чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нем), ребенок должен, во-первых, находиться в так называемой “языковой среде” — иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка — слова. “Критическим” периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни. К этому времени он овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не будет уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Развитие речи ребенка идет по двум направлениям. Это развитие понимания речи и развитие “активной”, собственной речи как способности говорить, т.е. импрессивной и экспрессивной речи. Каким образом это происходит?

От рождения до 1 месяца

Современными исследователями доказано, что новорожденный обладает способностью отличать речь от любых других звуков окружающей среды и поэтому по-иному на нее реагирует. Малыш отдает предпочтение голосу одного, особого взрослого — матери и очень быстро “обучается” живо и адекватно реагировать на выражение ее лица, на ее интонацию.

Дети более спокойны, когда слышат обращенную к ним негромкую речь. Поскольку ребенку трудно воспринимать обилие лишних звуков, специалисты советуют родителям выключать радио, телевизор, магнитофон в момент общения со своим малышом.

1-3 месяца

В этот период организуется система нервных клеток, ответственных за зрение. Ребенок начинает различать звуки, узнавать голос мамы. К концу второго месяца малыш уже умеет смеяться и гулить, издавая нежный, низкий гласный звук в ответ на обращенную к нему речь. К трем месяцам — умеет отличать голос мамы от голосов других женщин. Полезно рассматривать с ребенком яркие картинки, разговаривать с ним.

Малыш до 3 месяцев:

пугается резких звуков или хлопков, произведенных на расстоянии 12-15 см от его уха;

просыпается или двигается во сне от громких звуков;

плачем реагирует на пугающий его громкий звук (грохот, лай собаки);

наоборот, перестает плакать или замирает, услышав неожиданный звук;

успокаивается, услышав приятные звуки, смех;

прислушивается к вашему голосу;

вступает с вами в “разговор”, воркуя в ответ на ваши слова;

звуком выражает желание взять или отдать вещь;

проявляет интерес к контрастным звукам, реагирует на изменение высоты и громкости вашего голоса.

3-6 месяцев

В этом возрасте ребенок учится в основном за счет зрения. Его внимание привлекают движущиеся предметы. Разговаривайте с малышом, показывайте ему в книгах все более сложные картинки, на которых изображены реальные предметы (лучше пользоваться детскими изданиями).

Малыш от 3 до 6 месяцев:

узнает голос матери или любого другого близкого человека, постоянно ухаживающего за ним;

слушает звуки, которые издает сам (крик, чмоканье губами, плач, прищелкивание языком); в одиночестве гулит, смеется, лепечет, испытывая при этом удовольствие;

поворачивает голову в сторону источника звука;

постепенно начинает воспринимать ритм, интонации, частоту и долготу звуков;

любит слушать музыку;

перестает двигаться, услышав новый для него звук.

6-7 месяцев

Ребенок узнает, что такое причинно-следственная связь, для чего служат те или иные предметы. В возрасте 5-6 месяцев малыш может сочетать гласные с согласными, образует цепочки звуков, типа “бабаба”, “дадада”, “гагага” — у него появляется лепет. По звучанию эти интонированные цепочки напоминают настоящую речь, поэтому зачастую мамы склонны принимать их за первые осмысленные слова, хотя это не так. Делая что-нибудь, объясняйте ребенку свои действия, например: “Вот видишь, я нажал ручку, и дверь открылась” или “Я повернул кран, и полилась вода”.

7-9 месяцев

Ребенок может связывать достаточно отдаленный звук со знакомым человеком. Когда раздастся звонок в дверь, скажите ему, кто пришел, и т.п.

Малыш от 6 до 9 месяцев:

определяет местоположение источника звука, поворачивает голову, когда слышит звук справа, слева, спереди, сзади;

знает свое имя и реагирует на него;

опускает голову к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз;

лепечет, произносит цепочки слов, похожие на настоящие слова;

имитирует звуки и интонацию;

пытается отвечать маме, когда она с ним заговаривает;

понимает значение простейших слов (“да” — “нет”);

слушает разговор людей;

различает по именам членов семьи (даже когда не видит перед собой человека, имя которого называют);

умеетиграть в “Ладушки” и “Ку-ку”.

9-12 месяцев

Лепет малыша становится богаче и разнообразнее, а после появления первых настоящих слов постепенно затухает. Ребенок способен воплотить в жизнь некоторые “теоретические знания”, сочетая свои способности к восприятию с двигательными навыками. Помогите ему включить свет или открыть кран.

Малыш от 9 до 12 месяцев:

проявляет интерес к звучащим предметам и игрушкам;

указывает рукой на хорошо знакомые предметы или людей, которых ему называют;

имитирует большое количество звуков;

поворачивает голову к источнику звука во всех направлениях;

произносит 1-2 осмысленных слова, состоящих из одного или двух слогов (“дать”, “мама”, “баба”) или представляющих собою усеченные формы более длинных слов (например, “агу” — огурец, “ма” — маленький).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector