Каждому из родителей хочется поскорее услышать от своего крохи долгожданные слова. Но для этого и малышу, и его близким необходимо приложить немало совместных усилий. Как же помочь ребенку заговорить? Предлагаем вам познакомиться с некоторыми рекомендациями для развития речевых навыков у детей — с рождения и до школы.
Закладываем речевой фундамент
Один из сложнейших процессов в развитии малыша – формирование его речевых и языковых навыков. И начинать действовать можно еще в период беременности. Ведь разговоры с «животиком», а также приятная музыка помогают не только установить связь между мамой и малышом, но и частично закладывают речевые основы. После рождения разговоры с крохой должны стать регулярной практикой. Вот несколько советов для формирования речевых навыков у детей до года:
— Буквально с рождения малыша чаще говорите с крохой о его повседневной деятельности, комментируя процессы одевания, кормления, купания и пр. Слыша одни и те же звуки, слова, соотносимые с привычными для него действиями, ребенок легче усваивает и запоминает.
—Читайте с малышом стихи и рассказы такие как стихи Заходера.
— Действия крохи комментируйте при помощи веселых стишков, потешек и песенок, которые можно сочинить самим.
— Познакомьте малыша с предметами и людьми, которые его окружают. Устраивайте увлекательные экскурсии по квартире.
— Предложения стройте короткие и ясные, соблюдая между ними небольшие паузы.
— Во время разговора старайтесь поддерживать зрительный контакт.
— Активно используйте мимику и жесты, говорите выразительно, делая смысловые акценты.
— Подражайте выражению лица и действиям малыша, стимулируя его подражать вам: похлопайте в ладоши, вытяните губы в трубочку и пр.
— Почаще устраивайте крохе интересные представления или инсценировки, обязательно озвучивая ваши действия. Например, покажите, как ходит медведь («топ-топ»), прыгает зайчик («прыг-скок») и т.п. Таким театральным способом можно рассказать знакомый малышу стишок или сказку.
— Не коверкайте слова. До года допустимо упрощать слова («ням-ням», «ту-ту», «би-би»..), но их обязательно нужно дополнять правильными. Например, если ребенок, показывая на машину, говорит: «би-би», то вы согласитесь с ним: «Да, это едет би-би – едет машина».
— Чаще пойте малышу песни, слушайте музыку и не обязательно детскую, важно, чтобы мелодия была приятна ребенку.
— Не оставляйте без внимания агуканье или лепет ребенка. Старайтесь сразу же ответить, выполнить его просьбу, стимулируя дальнейшее общение с ним.
— Читайте малышу книги с простыми и понятными для него словами и картинками (животных, геометрических форм, цветов и т.д.).
— Во время просматривания книжек, проговаривайте с малышом имена и действия персонажей, задавайте ему вопросы о том, что и как делают герои, с кем и что говорят.
— Используя в разговоре новые слова, не ленитесь их несколько раз повторить, чтобы кроха понял их смысл.
— Находясь на прогулке с ребенком, не забывайте описывать ему все, что он видит и слышит. Четко называя предмет, добавьте к нему прилагательное или глагол: машина едет, дом большой, птица летит и т.п.
— Общаясь с малышом, старайтесь менять тон речи. Задавайте вопросы в одном тоне, а отвечайте в другом. Выразительность и эмоциональность поможет ребенку быстрее понять смысл сказанного вами.
— Необходимые для запоминания слова можно выделить, растягивая в них слоги: «это большааая машина», «мишка люююбит мед» и пр.
— Вырежьте картинки с изображением различных предметов и животных. Показывайте их малышу, комментируя рисунки.
— И, конечно же, не забывайте хвалить кроху даже за незначительные его успехи!