На втором году жизни ребенок совершенствует такие важные навыки, как пинцетный и щипковый захват, его движения уже становятся гораздо более уверенными и координированными. В дальнейшем развитии координации малыша помогут и будут незаменимы именно пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это игры, нацеленные на развитие мелкой моторики, координации движений кистей и пальцев рук. Совершенствование мелкой моторики дает возможность малышу быстрее изучить собственное тело, способствует концентрации внимания, а также развитию речи и мышления.
Давно установлена непосредственная связь между отточенным движением пальцев рук и способностью ребенка хорошо говорить. Чем лучше ребенок координирует свои движения пальцами, тем у него лучше развиты речевые центры головного мозга: сенсорный, отвечающий за понимание речи и моторный, ответственный за ее воспроизведение.
Пальчиковые игры способствуют не только развитию речи ребенка, но и:
-
стимулируют развитие памяти и логического мышления
-
дают хорошую основу для развития воображения и творческих способностей, умения фантазировать
-
формируют ответную реакцию
-
создают приятную, дружественную атмосферу для общения с ребенком
-
укрепляют кисти рук, что важно для будущих навыков письма
Пальчиковые игры очень интересны своим живым содержанием, возможностью экспериментировать и вовлекать ребенка, вместе с ним придумывая новые варианты игры.
Перед началом игры взрослому стоит самому хорошо выучить стишок и отточить свои движения, зная наперед, что будет показывать ребенку. Заминок здесь быть не должно, поскольку так вы можете быстро потерять внимание и интерес ребенка. Также стоит учесть, что для лучшего запоминания и освоения материала, желательно использовать повторения в стишках или прибаутках. Как правило, пальчиковые игры состоят из трех элементов: сгибание пальчиков, сжатие и соединение.
Клубочек
Наш котенок весь продрог-продрог,
И свернулся он в клубок,
(сжать кулачок)
Мирушка (имя ребенка) его коснулся,
(пальчиком коснуться кулачка)
И котенок сладко-сладко потянулся.
(раскрыть кулачок)
Ветер
Ветер сильно-сильно дует,
Но могучий клен стоит,
(раскрыть ладошку и дуть на нее)
Вот поднялся ураган,
(дуть еще сильнее)
Даже дуб поник.
(сложить пальчики)
Зайчик
Зайчик на полянке пляшет-пляшет,
Ушками машет-машет,
(махать ладошками на голове)
А потом устал, присел,
(ладошки опустить)
Травку пощипать он захотел.
(делать щипковый захват)
Ладушки-ладошки
Мыли утром ушки,
Вымыли и ножки,
Вот какие ладушки-ладошки
Мы сварили творожок,
И покушали немножко,
Вот какие ладушки-ладошки
А потом ладошки
Построили окошко,
Вот какие ладушки-ладошки
Домик
В нашем домике пять этажей
И живет в нем семейство ежей:
(держать руку вертикально и перебирать пальчики)
На первом – папа-еж,
На втором – мама-ежиха,
На третьем – ежик-брат,
На четвертом – сестрица-ежиха,
А на пятом живу я,
И вместе мы — ежей семья.
Кошка и мышки
Дзинь-дон, дзинь-дон,
(позвенеть около уха)
Котик бродит со звонком.
А мышки услыхали.
Дзинь-дон, дзинь-дон,
Скорее в норку побежали.
(пальчиками по столу пробежаться)
Дверцу заперли снутри,
(спрятать ручки под стол)
Не страшны теперь коты.
(погрозить пальчиком)
Семена бобовые
Семена бобовые в ручки взяли,
(пинцетный захват ручками)
В землю посадили,
Землюшку похлопали,
Землюшку полили,
Чтоб семена быстрее всходили.
(поднять ручки вверх)
Пальчики
Будем мы с тобой играть,
Наши пальчики перебирать:
Первый пальчик – всех короче,
Второй пальчик – всех подвижней,
Третий пальчик – всех длинней,
А четвертый – всех скромней,
Пятый пальчик – всех милей.