Люди заметили, что раки перед ливнем зарываются в песок. Из этого наблюдения был сделан неправильный вывод-примета: «Если во время засухи закопать в землю живого рака, дождь пойдет». Крестьяне, измученные отсутствием дождя, ловили рака, клали его в коробочку я, произнося заклинания, хоронили.
Подобное происхождение имеет примета: «Крик куликов — к дождю». Кулики кричат не только перед дождем, но люди верили примете и даже подражали их крику, чтобы вызвать дождь. По верованиям индейских плеч мен Северной Америки животные, кричащие перед ливнем, «хозяева дождя». Поэтому, чтобы вызвать дождь, индейцы квакали как лягушки, плясали, подражая их движениям, сажали лягушку под опрокинутый горшок и стучали по его дну палками, надеясь, что в испуге она заквакает и «сделает дождь». У некоторых народов есть примета: «Раздавить лягушку — будет дождь».
У многих племен змеи считались виновницами исчезновения воды, они будто бы выпивали ее. Поэтому для вызывания дождя совершались магические обряды со змеями. Суеверная примета: «Убить змею — к дождю»— восходит к этим обрядам.
В древности люди не знали истинных причин смены времен года. Если одно явление сопутствует другому, то это не значит, что именно первое из них причина возникновения второго. Наблюдая весной за прилетом ласточек, жаворонков, грачей и других перелетных птиц, человек решил, что они «делают весну». Поэтому появились приметы: «Галки тепло накликали», «Если чайка прилетела, скоро и лед пройдет», «Ибис прилетел — на хвосте воду принес», «Ласточка весну начинает, а соловей кончает». На самом деле прилет птиц не причина, а следствие весны. Люди же путали причины и следствия, из-за чего появилось множество примет.
Крестьяне верили, что птицы приносят замки и ключи, замыкающие зиму и отпирающие весну: «Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья». Дети кликали весну, чтобы она не опаздывала, подбрасывая фигурки куликов из теста: «Летит кулик из заморья, принес кулик девять замков. Кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну, теплое лето».
В пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» показан обряд «кликанья весны» 17 марта в день Герасима-грачевника, когда прилетали грачи: «Герасим-грачевник грачей пригнал», «Грач зиму расклевал». Крестьянки пекли печенье, напоминающее по форме птиц, так называемые «жаворонки».
Дети шли с ними в поле, подкидывали их вверх и «окликали весну», призывая птиц, чтобы они прилетели и принесли с собой тепло и здоровье. Постепенно народ перестал верить, что прилет журавлей вызывает лето. Начали говорить: «Стало тепло, так и журавка (журавль) прилетел».
Нелепость колдовских примет заключается в том, что на основании их пытаются предсказать дождь, мороз и т. д. по явлениям, не имеющим никакого влияния на погоду. У многих народов существует, например, примета: «Если вечером идет первой в стаде черная корова — к ненастью, пестрая — к дождю при солнце, рыжая — к вёдру»- Какая связь между погодой и мастью коровы? Никакой. Эта вера в наличие связи между предметом и явлением, имеющими сходство между собой по цвету, но в действительности ничем не связанными друг с другом.
Такую же особенность имеет и примета: «Семь лет зима по лету, а семь лет — лето по зиме», то есть если зима семь лет снежная, то и лето семь лет дождливое, если зима семь лет морозная, то и лето семь лет жаркое. Нет никакой причины, чтобы «зима лето строила, а лето — зиму» семь раз подряд. Это пережиток магии подобия, веры в волшебное число «семь».
Многие приметы долгосрочного прогноза, возможно, возникли на основе признания или отрицания магического принципа «подобное вызывает подобное»: «Снежная зима — дождливое лето», «Сырое лето — к долгой зиме», «Зимнее тепло — летний холод», «Студеная зима — летом пекло».